Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 97-101.
В работе проводится сопоставительный анализ некоторых ключевых элементов картины мира у Чжуан-цзы и Хармса, обсуждается с точки зрения эстетических категорий сходство и различие и его причины.
Некоторые идеи, которые рассматриваются:
- Представление о «совершенном подарке». Хармс считает таким предмет, который не может быть применён практически, не вызывает дополнительных желаний и не требует никаких дополнительных условий.
- Пластичность, «текучесть» правильного мышления. Хармс определяет собственное мышление как «текучее» и объясняет, что такое мышление надындивидуально и для одного человека (в современной ему европейской культуре) почти невозможно.
- Эстетическое созерцание мира как отказ от границ между собой и миром, «слияние» с ним. У Чжуан-цзы эстетическое восприятие мира возможно как наблюдение за общением, сближением, взаимопревращением существ в одном жизненном потоке — Дао, как переживание единства мира, собственной способности понимать мир, «другого».